Оглавление
07 декабря 2008, 21:23  

О направлении движения человека (Людмила)


«Есть лукавство, и это мерзость; и есть неразумный, скудный мудростью (Сир.19,20).


Все написанное – попытка размышлений, исходя из собственного опыта внутренних колебаний и бурь и наследия святых отцов и подвижников Церкви.


Написать о внутреннем поиске? О «взлетах» и «падениях»? На то, чтобы писать, необходимо внутреннее право. Право на поиск. Право на размышления. Имею ли его?


Нахожу у святителя Феофана Затворника (Говорова). В чем «должна бы состоять естественная, законная деятельность нашей мыслительной силы?


Ей следовало бы трудолюбиво изучать еще непознанное, чтобы познать. Учеными быть дано очень немногим. Не всем можно и проходить науки. Познавать же окружающие нас вещи, чтобы добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно.


Вот у всех людей этим-то познанием и следовало бы быть занятою мыслительной силе. Сколько она добудет понятий – это, судя по своей крепости, сколько Бог даст. Но… она должна быть всегда занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей» , а не иллюзий.


Человек когда-нибудь задумывается: «А счастлив ли я?» Происходит смятение собственного духа - высшей составляющей человеческого естества. Дух томится, ищет что-то, рвется куда-то.


А как вообще устроен человек? «Жизнь человеческая многосложна и многостороння. Есть в ней жизнь телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая приводит в движение соответствующие силы и способности человеческого естества, имеет свои потребности и способы их удовлетворения.


Только тогда, когда все силы человека бывают в движении, и все потребности удовлетворяются, человек живет. А когда у него в движении только одна часть сил и только несколько потребностей удовлетворяется, то эта жизнь – не жизнь» (Феофан Затворник).


Значит, люди могут жить только телесно, только душевно, и это неправильно? Снова находим у святителя Феофана: «Душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познания ее все строятся только на основании того, что дает опыт, и деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства ее порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых.


…Отношение к телу душа поддерживает, не учась, по внутреннему понуждению, данному ей при сотворении. Это обнаруживается в ней в виде инстинктов – жизнелюбием, телолюбием, желанием покоить тело и доставать все для того потребное и прочее». На первый взгляд, вроде бы нормальная жизнь.


Почему же дух человека начинает томиться? Жил-жил себе человек приземленными интересами, по желаниям своим. И вдруг (или не вдруг) – недовольство тем, как живет. Дух томится, потому что «как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой». Старец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не будет на земле человека, чьего бы сердца не касалось веяние зова Божиего. Этот зов ведь слышится не только в голосе Церкви, но и в голосе совести человека, и в обстоятельствах его жизни».


Не мы сами будим в себе голос Бога. А по нашему поиску, по нашей настойчивой просьбе Бог дает что-то нам понять через Свою благодать: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7,7-8).


Томление духа «производит в верующих благодать Святого Духа, - пишет Феофан Затворник. - Что же именно происходит в нас под действием благодати?» И отвечает: «Дух Божий сокровенно действует на дух наш, оживляет и приводит его в движение. Пришедший в движение дух наш восставляет в себе естественные свои силы».


Какие силы? И что происходит под действием благодати в человеке? «Ум ведает, что Бог есть, все содержит и Мздовоздаятель есть. Сознание сего восставляет понимание всесторонней зависимости от Бога и оживляет страх Божий. То и другое растревоживает совесть – свидетельницу и судию дел наших и чувств, между коими редко что встречается такое, на что бы благоволительно воззревал Бог.


Встревоженная совесть вместе со страхом Божьим и пониманием всесторонней зависимости от Бога поставляют человека в чувство безвыходности своего положения: камо пойду, камо бегу? Но бежать некуда: пойман и в руках Бога – Судии и Воздаятеля. Чувствуется «гнев Божий с небесе на всякую неправду» (Рим. 1, 18).


Но тут приходит благовестие Евангелия и предлагается вывод из беды. Без Евангелия такое пробуждение духа нашего было бы пагубно, ибо неизбежно ввергало бы человека в отчаяние.


Но благость Божия так устрояет, что истинное пробуждение духа и совершается, и сопутствуется Евангелием.


Тому, у кого внутри образовалось вследствие пробуждения духа: камо пойду, камо бегу? – Евангелие возвещает: куда и зачем бежать? Иди под сень Креста – и спасешься» (Феофан Затворник).


Вот такое направление пути к Богу, описанное святыми отцами по опыту.


Вот какой неприятный момент – совесть ставит человека «в чувство безвыходности своего положения: "камо пойду, камо бегу?"! И «камо» же потом он побежит? Будет изо всех сил стараться быть «хорошим», доказывая свою правоту? А может быть, попытается заглушить голос совести в самом себе? Ведь совесть, обличая, может принести мучение душе и телу (болезненность, повышение артериального давления и пр.). Зачем это все?


«Человек всегда свободен, - пишет святитель Феофан. – Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу – вы погасите дух, и человек стал не человек».


«Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие (телесные и душевные) хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Поэтому удовлетворение их называется единым на потребу» - пишет Святитель.


Критерием правильности направления является ощущение, которое ни с чем не спутаешь: «Дух Святой учит душу неизглаголанно любить людей» (Силуан Афонский). Если при движении увеличивается любовь к людям, находящимся рядом с тобой - и к друзьям, и к «врагам» - то направление движения правильное. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… Бог есть любовь» (1Ин.4,7-8).


И для этого человека «благодать Святого Духа влечет его любить Господа, и от сладости любви Божией он легко несет все скорби земли, и душа его непрестанно скучает только о Господе и всегда ищет благодати Святого Духа», - как пишет преподобный Силуан Афонский.


Т.е., человек, живущий по совести, по духу, счастлив. Феофан Затворник так и пишет: «Пока вы не в духе живете, не ждите счастья». Потому что «дух витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем и, давая ему вкушать все блага, всегда пребывающие (это любовь, сознание, свобода, ум, вера, совесть, счастье, мир, радость – добавлено автором), делает его истинно и прочно счастливым». Т.е. благодать – основа жизни человека. И идти надо по этому пути. Счастливого пути!



08 декабря 2008, 11:59

Без темы


 Спасибо за направление Людмила.
И вам счастливого пути.

Евгения
08 декабря 2008, 18:40

Это круто


 Посыл правильный, и прочитано много. Только отсутствие навыков анализа и логики
в изложении приводят к сомнительному результату.
1. «Критерием правильности направления является ощущение…» Ощущение не может являться критерием истины (правильности пути), поскольку относится к области чувственной, а чувства у каждого человека свои. Другими словами, нельзя абсолютизировать субъективное.
2. «…(это любовь, сознание, свобода, ум, вера, совесть, счастье, мир, радость – добавлено автором)»
Апостол Павел перечисляет нам неоценимые сокровища, которые мы можем получить от пребывания в нас Святого Духа. Он пишет в послании к галатам: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22-23). Не надо пытаться «исправить» апостолов. Если упоминание про сознание, свободу, еще можно оправдать душевнум порывом автора, то упоминание в списке благодатей счастья, приводит к тавтологическому окольцеванию, ибо счастьем и является жизнь по Духу. По поводу наличия в перечне автора категории ума, приведу цитату из Феофана Затворника : «Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу.» Ум, к сожалению, не является благодатью которую приносит Дух. Ум относится к душевной жизни. Касательно Совести, отмечу, что это одно из трех проявлений Духа в человеке, наряду со Страхом Божьим и Жаждой Бога.
3. Вообще, из изучения трудов Феофана Затворника должно было бы сделать, например, следующий вывод (максимально приближаясь к цели автора): « Счастлив человек, который живет в страхе Божьем, по совести и жаждет Бога. Одним из признаков того, что человек живет по Духу – является его любовь к людям.»
С комсомольским приветом, вечно молодой Гендос


Anonymous gendossufist@mail.ru
09 декабря 2008, 12:17

Вопрос к Anonymous


А вы согласны со словами Феофана Затворника:
«Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу.»
или нет?

Forest
09 декабря 2008, 18:20

Я - Гендос, великий и ужастный. А то обозвали...


1. Сначала отмечу, что по-моему, никому не следует искать вообще глубокий смысл в рефератах по теологии. Это все равно как искать глубокий смысл в конспектах на тему "Выступление Л.И. Брежнева на ХХv съезде КПСС". Всяко автор добавить ничего не сможет, только перескажет сюжет. Классики тем и отличаются от простых литераторов, что их тексты править невозможно.
2. Тем более бесполезное(я бы даже сказал - вредное) занятие выдергивать отдельные цитаты без контекста.
3. Только после этого, как настоящий еврей, отвечу на вопрос: и да, и нет.
4. Да- если отвечать на вопрос при прочтении труда Феофана Затворника, когда понимаешь, что он имел ввиду сравнение Духовной жизни этих индивидов.
5. Нет - если речь идет о повседневной (телесной, душевной) жизни.
6. Для примера: на вопрос что выше, Луна или Солнце? Поэт даст однозначный ответ - Луна. Обычный человек не задумываясь ответит - Солнце.

Гендос суфист gendossufist@mail.ru
09 декабря 2008, 23:52

Человек, который ходил по воде.


 Один шаблонно мыслящий дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался по берегу реки, размышляя над моральными и схоластическими проблемами, ибо в школе, к которой он принадлежал, суфийские учения применялись именно в таком духе. Эмоциональную религию дервиш принимал за поиски конечной истины.
Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления. Он прислушался и услыхал дервишский призыв. «Этот человек занимается бесполезным занятием, - сказал он себе, - потому что неправильно произносит слоги. Вместо того, чтобы произнести «йа-ха», он произносит «а-йа-ха».
Подумав немного, дервиш решил, что как более прилежный ученик, он обязан поправить этого несчастного, который, наверное, лишен возможности получать правильное руководство, но все же изо всех сил, по-видимому, старается настроиться на мысли, заложенные в этих звуках.
Поэтому он нанял лодку и поплыл к острову, с которого, казалось, доносился голос.
На острове в соломенной хижине он увидел человека в дервишской одежде, время от времени громко повторяющего начальную фразу все так же неправильно.
- Мой друг, - обратился к нему первый дервиш, - ты неправильно произносишь фразу. Мой долг сказать тебе об этом, ибо приобретает заслугу как тот, кто дает совет, так и тот, кто следует совету. – И он рассказал ему, как надо произносить ее.
- Благодарю тебя, - смиренно ответил второй дервиш.
Первый дервиш сел в лодку и отправился в обратный путь, радуясь, что совершил доброе дело. Ведь кроме всего прочего он слышал, что человек, правильно повторяющий священную формулу, может даже ходить по воде. Такого чуда он ни разу в своей жизни не видел, но почему-то верил, что оно вполне возможно.
Некоторое время из тростниковой хижины не доносилось ни звука, но дервиш был уверен, что его усилия не пропали зря.
И вдруг до него донеслось нерешительное «а-йа» второго дервиша, который опять по-старому начинал произносить звуки фразы.
Дервиш начал было размышлять над тем, до чего же все-таки упрямы люди, как закоснели в своих заблуждениях, и вдруг замер от изумления: к нему прямо по воде бежал с острова второй дервиш. Первый дервиш перестал грести и как завороженный не мог оторвать от него взгляда. Подбежав к лодке, второй дервиш сказал: «Брат, прости, что я задерживаю тебя, но не мог бы ты снова разъяснить мне, как должна по всем правилам произноситься фраза? Мне трудно вспомнить это».


Притча из книги "Сказки дервишей"
09 декабря 2008, 23:59

Рада, что идет диалог


 Цель общения с оппонентом - поиск истины?
Я не знаю, что такое любовь. Но когда на эмоциях, то - без любви:
"Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека насильником.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком". (Игумен Евмений Ивановская обл., Кинешемский р-н, Макарьевский монастырь).
Простите. Благословите. Виновата - исправлюсь. Спасибо.
Бог в помощь!


Людмила
10 декабря 2008, 19:29

Понимание


 Статью я проитала в день, после своего причащения. То что происходило со мной в Церкви накануне при исповедании, и на другой день при причащении, для меня было сильнейшим испытанием. Я не могла понять что со мной происходит, почему так тяжело было заглянуть внутрь себя. Прочитав "О направлении движения человека" все стало на свои места. СОВЕСТЬ !!! Я от всего сердца благодарна Людмиле что так во время, и уверена не для меня одной, была написана эта статья. Жизнь меняется и уже не просто не хочеться жить по старому, это становиться не возможным. Спасибо!

Софья Sofiy_filo@mail.ru
11 декабря 2008, 01:03

Ну это прото пир Духа! (М.С. Горбачев)


1. Друзья, мои, дорогие и забавные суфисты! Простите меня великодушно за то что я обзывал вас сектой, да еще и тоталитарной! Заблуждался! Был дурак. Бес попутал! НИКОГДА больше так не буду вас называть! Секта - это круто, а у вас тут на уровне наперсточников на вокзале.
2. Ну есть же среди вас образованные люди! Ну зачем допускать подобные ляпы (стилистика максимально сохранена): " Рекламный щит я прочитал в день после того как положил все свои деньги на сберкнижку. То, что происходило со мной в Сбербанке и на другой день, когда читал щит, для меня было сильным испытанием. Я не понял, почему мне так тяжело было заглянуть в сберкнижку. Прочитав "Храните деньги в сберегательной кассе!" все стало на свои места. Я от всего сердца благодарен изображенной на плакате девушке-комсомолке ,что так вовремя она сообщила, что она тоже их там хранит. В стране назрела революционная ситуация. Спасибо!"
Как пишет молодежь - ржунимагу.

Гендос суфист gendossufist@mail.ru
11 декабря 2008, 01:37

Приятная новость


 Ну, слава Богу, прямо камень с души упал - один уже разобрался и успокоился. Праздник пришел. Да, дураки, идиоты. И умным, пожалуй, совсем не интересно с нами. Да только они ходят и ходят... К чему бы это?

Виктория
13 декабря 2008, 10:14

Без темы


 "Слушай, ты ведь грамоте учился?...
Священные книги читал?...
А вот я забыл... за что Каин, брата своего, Авеля убил?..." (с)

Евгения
15 декабря 2008, 11:26

Вопрос


 И все таки мне не понятно: как это жить по совести, по духу? Где та мера, которая позволит определить, так ли я живу? Только ли по увеличивающейся любви к людям?

Татьяна
16 декабря 2008, 17:13

Ответ Татьяне.


Сложно говорить о любви как критерии движения по духу, потому что понять и определить какими-то рамками количество любви в самом себе трудно. А если по отношению к людям…
Христос сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,34,35).
Любовь к человеку определяется, наверное, умением «носить тяготы» другого человека, т.е. терпеть его недостатки без осуждения, кротко: по словам апостола Павла, «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал.6,2).
А если коротко и емко о правильности жизни по духу, то отношение к людям должно проходить через призму взгляда на свои недостатки: «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтоб не быть искушенным» (Гал.6.1).
Объясняю. Почему тебя что-то в человеке задело? А посмотри в себя и увидишь, что ты сам не изжил то качество личности, по поводу чего ты возмущаешься. Тогда ты лукав. Сам себе врешь. Зачем?
А если это удается увидеть, и идет покаяние в увиденном, тогда приходит радость от того, что открывается в самом себе в присутствии другого человека. Как же не быть благодарным Богу и людям за это? Не любить людей просто за то, что они есть?


Людмила
16 декабря 2008, 22:10

Спасибо Людмиле


Людмила, спасибо огромное!
Для меня очень ценный комментарий!

Anonymous
30 декабря 2008, 12:15

Казнить нельзя помиловать


 Уважаемые "православные психологи", вы ж таки объясните народу, чему таки верить, а то в Статье одно, а в комментарии другое:
"Критерием правильности направления…Если при движении увеличивается любовь к людям, находящимся рядом с тобой - и к друзьям, и к «врагам» - то направление движения правильное"
"Сложно говорить о любви как критерии движения по духу".
Может, пока Людмила на курсах повышения квалификации ответит что нибуть по этому поводу Виктория Андреевна, или даже САМ!!!???

Гендос суфист
04 января 2010, 00:59

Спасибо Людмиле


Огромная благодарность Вам, Людмила, за статью.

Anonymous

Адрес заметки: https://perspektum.ru/blog/post_1228674210.html


Обязательные для заполнения поля выделены цыплячьим цветом.


Тема: 1 
имя: 1 
код:  
email: 2 


1. Не более 50 знаков.
2. При указании будет опубликован. Спам-роботам недоступен.
3. Адреса, начинающиеся с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
    Для этого отделяйте их от текста ПРОБЕЛАМИ с обеих концов.
    Теги запрещены.


ноябрь 2008 г.
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

декабрь 2008 г.
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

январь 2009 г.
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31


  Page created in 0.00643 seconds