Мастерская Гены
МАСТЕР: специалист достигший высокого искусства в своем деле
МАСТЕРСТВО: высокое искусство в какой-нибудь области
Толковый словарь Ожегова
МАСТЕР м. мастерица ж. немецк. ремесленник, человек, занимающийся
каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий
или искусный в деле своем
Толковый словарь В.Даля
То, что делает Гена, как правило, не укладывается в рамки обычного понимания человека. Озадаченность – нормальное состояние после встречи с ним.
Встреча с Геной, как правило, является событием, а возможно и стрессом, потрясением – яркая реакция непременно проявится, т.к. Гена находит человека в закоулках его души и тела, и выводит на свет. Потому что произошла встреча с Мастером. И человек проявился. Высветилась его суть.
После встречи с Геной у человека появляются вопросы «что это было?», т.к. определенное воздействие на себя человек почувствовал, определенные изменения произошли, а объяснить произошедшее, свои реакции или состояния, как произошло воздействие и на каком уровне очень сложно. Находясь в обучении у Гены с 1996-го года, с самого начала я была поставлена перед необходимостью осмысливая происходящее, учиться его объяснять. И людям в том числе. Систематизировав типичные вопросы, с которыми ко мне обращались за эти годы, я попытаюсь пояснить что и как делает Гена и постепенно в данном материале будут появляться уточнения.
В работе с людьми Гена применяет методы суфийского целительства, опираясь на знание о принципах человеческого здоровья и благосостояния.
Суфийские практики. В суфийском целительстве природа человека рассматривается как психотелесная организация (материальная природа).
«Психика, которая дана человеку от рождения, известна под названием «материальной природы». Иными словами, материальная природа представляет собой совокупность психологических особенностей, которыми человек наделен при рождении. Она может быть описана как психологическая конституция, которую каждый человек наследует от своих родителей и предков. Впоследствии материальная природа развивается в результате взаимодействия с окружающей средой и в процессе социальной адаптации в семье и школе» (Джавад Нурбахш «Психология суфизма»).
Психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, проходит ряд этапов в своем развитии. Основной принцип суфийского пути состоит в том, что обычный человек не может сам распознать
Мастер. Вам нельзя спрашивать меня! Ваша неспособность поставить вопрос является для меня достаточным доказательством, что вы не готовы к ответу. Вы так заполнены сложностями космических формулировок, пронумерованными, что ваше фрагментарное сознание не позволяет вам задавать правильные вопросы и получать пользу от ответов. Вы были "воспитаны" или обусловлены мыслить по шаблону. Такое мышление бесплодно.
- Как же я научусь, если не буду спрашивать?
Вас воспитали так, что вы думаете, будто у всякого вопроса есть ответ. Это не верно. Всякий вопрос несет в себе возможность ответа, но обладает ли ответ ценностью? Вы чувствуете, что вы должны спрашивать, имеете право спрашивать и обладаете умом, чтобы понять ответ, а также, конечно, у вас есть университетский диплом. Поможет ли ваш "интеллект" в ручном мастерстве, в котором вы неуклюжи? Может ли излечиться ваше кожное воспаление быстрее от вашего диплома? Можете ли вы пробежать милю быстрее глупого, но мускулистого атлета? Даст ли интеллект крылья вашим ногам? Учение, знание и мудрость полезны вам только в том случае, если у вас есть способность правильно их применять (Рафаэль Лефорт «Учителя Гурджиева»).
и воспользоваться формирующими влияниями, в которых он нуждается для своего развития.
Раис Эль Афлак, сказал: «Почти все люди, приходящие ко мне, имеют странные представления о человеке. Самое странное – убеждение, что они могут развиваться только посредством усовершенствования. Поймут меня те, кто осознает, что потребность человека в сдирании жестких образований для проявления познающей сущности столь же велика, как и его нужда в добавлении чего-либо». (Идрис Шах «Мыслители Востока»)
Он должен, волей-неволей, следовать за человеком (учителем), который знает, где эти влияния могут быть найдены, в какой мере они должны быть использованы. Основы суфийских практик: освоение дыхания,
Гассан Эффенди сидел во дворе в тени апельсинового дерева. Слева, позади, сидел ученик. Шейх был явно преклонного возраста, однако лицо его было гладким и без морщин, глаза проницательные, а руки крупные и грубые. Он вежливо осведомился о моем здоровье и замолк. Я изложил цель моих поисков.
- Знайте, мой друг, - ответил он, - что я учитель своего Ордена, а не стимул для вашего воображения или оракул для легковерных. Вы бороздите мир в поисках учителей Джурджизада и здесь перед вами сидит один из них, и все же вам будет мало пользы... Я учил Гурджиева дышать. Стоит мне это сказать, и у вас возникает поток вопросов: как, зачем, почему, когда и могу ли я научить вас? Ответ: могу, но не буду.
- Можно спросить, Шейх почему только дыханию?
- Только! Только! Глупый вопрос! Настолько глупый, что лучше уж спрашивать, почему и как. Неужели вы думаете, что научиться правильно дышать легко? Разве ваше мелкое прерывистое дыхание делает что-либо большее, чем снабжение вашей крови минимальным количеством кислорода? Одна из функций правильного дыхания состоит в том, чтобы нести бараку в самые отдаленные области глубокого сознания. неразвитые люди пытаются использовать мысль или случайное действие, чтобы управлять сознанием. Но им неизвестны ни дозировка, ни интенсивность, ни направление. Только дышать?! Знаете ли вы, сколько времени пройдет, прежде чем вас можно будет научить выполнить ваше первое настоящее дыхание? Месяцы, даже годы, и то при условии, что вы знаете, к чему вы стремитесь.
Гурджиев пришел ко мне, имея возможность дышать, и я научил его, как это делать, как дышать всей своей системой, своим сознанием, своим существом. Вы дышите, чтобы поддержать свой уровень существования. Человек более высокого порядка дышит, чтобы укрепить и поддержать прорыв в высшую сферу бытия.
Ваше невежество не удивительно, но оно потрясает меня. Гурджиев пробыл у меня двадцать лет. Да, двадцать лет! Пять месяцев в Эрзеруме и остальное время в контакте со мной. Знаете ли вы, что можно внести в ваше сознание благодаря дыханию? Знаете ли вы, почему Шейх дышит на ученика? Знаете ли вы, почему Шейх дышит в ухо новорожденного ребенка? Конечно, не знаете! Вы приписываете это магии, примитивным символам, но практические причины - чрезвычайно серьезное дело питания внутреннего сознания - проходят мимо вас. Это течет мимо вашей головы, потому что внешне касается физиологии, психологии, причинных явлений и теоретических экстазов.
Вы ослепляете себя, а жизнь ослепляет вас. Вы требуете в своем жалком высокомерии просветления, предъявляете свое право на него, как право рождения. Заслужите его, мой друг, заслужите самоотверженностью, тяжелым трудом и дисциплиной. Сотни лет тело должно путешествовать, пока оно не закалится. Искатель никогда не станет настоящим суфием до тех пор, пока самый мозг его костей не закалится в печи реальности! Меньше болтайте о "только дыхании" и посмотрите, как ничтожно мало вы сами подготовлены к тому, чтобы хотя бы приблизиться к понятию существования! Ваша способность извлекать пользу из чего угодно прямо пропорциональна эффективности вашей системы.
Это верно и физиологически, и эзотерически. Вы знаете, что вы не можете рассчитывать на то, что ваше тело извлечет и получит в процессе трансформации сахар, если у вас нет поджелудочной железы. Тем не менее, в своей высокомерной интеллектуальности, вы рассчитываете на то, что сможете извлечь пользу из знания, которое купили для вас другие. Вы хотите использовать то, что вы называете "процессом мышления, или логикой", - чтобы обглодать целое и съесть те части, которые наиболее, по-вашему, питательны. В лучшем случае ваши умственные процессы представляют из себя поверхностные реакции, в худшем - вы не можете усвоить реакцию или мысль до тех пор, пока тот адский процесс, который вы называете академическим рассуждением, не снизит, не осквернит, не искалечит и не изуродует ее. И это вы называете разумом! Неужели, по-вашему, разумно жадно глотать огромные куски мудрости и извергать их в форме теорий, речей, бессмыслицы сырого ума? Так называемый Век Разума в Европе создал меньше разума, меньше реального интеллектуального прогресса, чем деятельность развитого человека за один день.
Вы стремитесь, вы мечтаете, но вы не делаете! Цепкость же вы заменили мелочными спорами, мужество - хвастовством, а дисциплинированное мышление - узкими, педантичными потугами на разум. Подумайте, как мало интеллекта вы оставили для практики и осознания своих серьезных недостатков. Прекратите ваше проклятое "исследование себя". "Кто Я?", "Сколько у меня 'я'?". Вы вообще не способны понять концепцию настоящего исследования себя. Следуйте с поколениями, утопившими себя в стоячих лужах грязи, которые они называют резервуарами разума и интеллекта!
У вас нет ни разума, ни интеллекта, понимаете ли вы это? Еще в меньшей степени вы обладаете каталитической субстанцией, которая позволила бы вам использовать разум и интеллект, чтобы преодолеть столь возлюбленную вами обусловленность.
Да, я лишь учил Гурджиева дышать! Ни больше и ни меньше.
Если вы сможете получить самое смутное представление, что это действительно означает, тогда вы подаете надежды. Я не готов к тому, чтобы дальше объяснять вам вашу неспособность, вызываемую вашими положительными, отрицательными и нейтральными "я", тот контроль и воздействие, которые они оказывают на ваше сознание, уже ставшее фрагментарным. Вы можете написать книгу о ваших поисках, но интерпретируйте меня как следует. Цитируйте меня, если хотите, но не толкуйте меня. Я говорю с вами на вашем родном языке, так что нет никакого места для произвольного интеллектуального толкования. Если вы не можете воспользоваться тем, что я сказал, не пытайтесь "объяснить" это другим, или излагайте свои чувства и эмоции и те процессы, какие вызвал у вас наш разговор. В том, что я сказал, нет никаких скрытых значений, у вас есть все необходимые факты. Не делайте вставок и не добавляйте вводные слова или ударения там, где я этого не делал (Рафаэль Лефорт «Учителя Гурджиева»).
развитие наблюдательности, дисциплина мышления, увеличение осознанности с учетом индивидуальных особенностей психо-телесной организации человека, способностей, потенциала и степени его зрелости. Таким образом, происходит формирование условий для эволюции человека – взросления его души, воспитания характера, расширения возможностей.
Работа с человеком происходит на разных уровнях:
- телесном (освобождение от телесных зажимов, освоение дыхания, осознанность ощущений, утончение восприятия, изменения реакций – «стоп-реакции»);
- ментальном (синхронизация работы двух полушарий, расширение взглядов и представлений, вариативность, гибкость мышления, смещение акцентов в восприятии, сдвиг внимания от ожидаемого к неожиданному, дисциплина мышления);
- духовном (душевное развитие, подготовка к более тонкому восприятию, знакомство с внутренней религиозной культурой, молитвенным объемом, мистическими взглядами).
В работе с человеком большое внимание уделяется повышению стрессоустойчивости, социальной адаптации и рассматриваются, исследуются перспективные варианты успеха и благосостояния именно в его условиях жизни и окружения.
Формы работы. Индивидуальные консультации, групповые консультации, групповые занятия, тематические тренинги, беседы. Многие занятия, тренинги и беседы записаны на диктофон. В печатном переводе с ними можно ознакомиться на нашем сайте в Блоге. Те, кто читал тексты, отмечают их воздействие на изменение состояний, взглядов, мышления.
Но можно сказать и так, что работы как таковой и нет – есть жизнь Мастера, в которую он впускает людей. Гена обладает нелинейным мышлением и во многом его поведение со стороны может казаться парадоксальным, абсурдным на первый взгляд. Т.к. образом мышления и поведением он создает рабочие ситуации для человека. И находиться в присутствии такого человека (это можно назвать полевым, квантовым, вирусным воздействием) – это уже быть в рабочем процессе, когда человек включен в процесс собственных изменений и не суть важно понимает ли, осознает он это или нет.
Методы работы.
Беседа. Диалог. Человек попадает в пространство, в котором ведется философская беседа – рассматриваются разнообразные темы и к собеседникам приходят свежие мысли и зарисовки. В этом пространстве человек может проявиться неожиданным образом для себя - т.к. во взгляд Гены попадают индивидуальные проявления человека, его убеждения. А рассмотрение и уточнение внутренних позиций поднимает из бессознательного ту часть человеческой природы, которая еще может быть незнакома, не исследована и не осмыслена самим человеком.
Поймать человека на реакции. «Стоп-реакции». В беседе Гена ловит человека на его проявлениях, реакциях, которые выходят автоматически и определенным образом создают предпосылки для непродуктивного развития ряда ситуаций или переживаний в жизни. И неожиданным вопросом может остановить реакцию, остановить автоматическую программу человека. И вывести человека на другую реакцию. В таком случае человек приобретает варианты проявления, т.к. приходит осмысление реакции и в последующем возникает переход от автоматизма к рассмотрению и выбору оптимального проявления из имеющихся вариантов. При этом включается процесс мышления – сбор информации, анализ ее и выбор варианта реагирования.
Продавливание. В рамках психологии можно назвать «продавливание» авторской методикой Гены, в контексте суфийской практики «продавливание» пришло как озарение. Продавливание – это определенное воздействие на тело с целью «раздышать» человека, расширить его восприятие телесных ощущений, вывести за пределы мышечных зажимов - запрограммированных реакций, которые хранятся в памяти мышц. После продавливания, как правило, отмечают изменение состояния, подъем и чувство большей свободы, раскрепощенности, комфорта в теле. А также изменение некоторых привычных реакций.
Согласно нашим способностям и особенностям восприятия, Гена вводит нас (Людмилу, Ольгу, Викторию) в понимание природы человека и передает нам подходы и методы работы с людьми. В настоящее время этими методами в той или иной степени пользуются Людмила в работе с беременными, Ольга в работе с подростками и я, Виктория, в консультациях и на групповых занятиях. Работа расширяется и продолжается. Становится шире круг людей, которые чувствуют потребность в изменениях.
Виктория
Литература, с которой можно ознакомиться и найти аналогии с деятельностью Гены.
- Вильгельм Райх. Анализ характера.
- Вильгельм Райх. Функция оргазма.
- Александр Лоуэн. Язык тела.
- Александр Лоуэн. Биоэнергетика.
- Александр Лоуэн. Любовь и оргазм.
- В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера.
- Голографическая Вселенная.
- Фритьоф Капра. Дао физики.
- Фритьоф Капра. Скрытые связи.
- Э.Минделл «Психотерапия как духовная практика».
- Книги о работе Милтона Эриксона.
- Х.Б.М.Дервиш. Путешествие с суфийским Мастером.
- Шейх Хаким Моинуддин Чишти. Суфийское целительство.
- Рафаэль Лефорт. Учителя Гурджиева.
- Мохаммад Шафии. Свобода от себя (суфизм, медитация и психотерапия).
- Идрис Шах. Командующее «Я».
- Идрис Шах. Знать как знать.
- Идрис Шах. Благоухающий скорпион.
- Джавад Нурбахш. Психология суфизма.
- Идрис Шах. Наблюдение за покровом.
Если у Вас возникли вопросы после встречи с Геной или появилось желание что-то уточнить, связанное с его работой - я, Виктория, отвечу в меру моего понимания, проверив по Гене качество моего ответа. Вопрос Вы можете отправить с помощью специальной формы запроса.